Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

савонарола джироламо

Энциклопедический словарь

Савонаро́ла Джироламо (Savonarola) (1452-1498), настоятель монастыря доминиканцев во Флоренции. Выступал против тирании Медичи, обличал папство, призывал церковь к аскетизму, осуждал гуманистическую культуру (организовывал сожжение произведений искусства). После изгнания Медичи из Флоренции в 1494 способствовал установлению республиканского строя. В 1497 отлучён от церкви, по приговору синьории казнён, а его труп сожжён.

* * *

САВОНАРОЛА Джироламо - САВОНАРО́ЛА (Savonarola) Джироламо (1452-98), настоятель монастыря доминиканцев во Флоренции. Выступал против тирании Медичи (см. МЕДИЧИ) , обличал папство, призывал церковь к аскетизму, осуждал гуманистическую культуру (организовывал сожжение произведений искусства). После изгнания Медичи из Флоренции в 1494 способствовал установлению республиканского строя. В 1497 отлучен от церкви, по приговору приората казнен.

* * *

САВОНАРО́ЛА (Savonarola) Джироламо (Иероним) (21 сентября 1452, Феррара - 23 мая 1498, Флоренция), итальянский религиозный проповедник и реформатор эпохи Возрождения.

Происходил из старинного падуанского рода. По семейной традиции должен был стать медиком, однако естественным дисциплинам предпочитал богословие, увлекался трудами Фомы Аквинского (см. ФОМА АКВИНСКИЙ) и средневековых комментаторов Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ). Неразделенная юношеская любовь укрепила в нем намерение посвятить свою жизнь служению Богу и людям: в 1475 он бежал в Болонью в доминиканский монастырь.

Здесь с 1475 по 1481 занимался обучением новициев. Стихотворные опыты этого времени свидетельствуют о скорби и негодовании молодого монаха по поводу упадка нравов римского двора и того плачевного положения, в котором находилась церковь. В 1481 был отправлен проповедовать в Феррару, оттуда переехал во Флоренцию в монастырь Св. Марка. Первые опыты публичных проповедей во Флоренции не нашли отклика в слушателях. В 1484-85 выступал с проповедями в тосканском городке Сан Джиминьяно, открыто пророчествуя о предстоящем наказании погрязшей в пороке церкви и ее грядущем обновлении. В 1486-89 проповедовал в городах Ломбардии, обличая всю Италию в грехах и грозя ей гневом Господним.

В 1489 был возвращен руководством ордена во Флоренцию по просьбе Лоренцо Медичи (см. МЕДИЧИ Лоренцо). Возобновил преподавание философии новициям Св. Марка и публичные проповеди, на этот раз имевшие успех. С 1491 выступал в кафедральном соборе Санта Мария дель Фиоре, в том же году избран настоятелем монастыря Св. Марка. Обличая дурные нравы, роскошь и разврат верхов общества, Савонарола вступил в конфликт с правившим Флоренцией семейством, обострившийся при преемнике Лоренцо - Пьеро Медичи, стараниями которого в 1493 Савонарола был удален в Болонью.

По возвращении во Флоренцию провел преобразования в своем монастыре: настоял на строгом соблюдении обета нестяжательства, распорядился продать монастырские имения и запретил любые проявления роскоши в одежде, питании, во всем монашеском обиходе; обязал монахов своими трудами добывать средства к жизни, в связи с чем завел школы живописи, скульптуры, архитектуры и книжной миниатюры. Поощрял занятия науками, в особенности богословием, философией и этикой; в целях лучшего понимания Священного Писания (см. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ) и пропаганды христианства среди язычников учредил преподавание древнегреческого, древнееврейского и некоторых восточных языков. Авторитет Савонаролы возрастал не только среди простонародья, но и среди образованных кругов флорентийского общества, в числе его почитателей были известные гуманисты Джованни Пико делла Мирандола (см. ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни), Анджело Полициано (см. ПОЛИЦИАНО Анджело), прославленные художники Сандро Боттичелли (см. БОТТИЧЕЛЛИ Сандро), Фра Бартоломео (см. БАРТОЛОМЕО Фра), юный Микеланджело (см. МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти) и многие другие. В нем видели не просто проповедника, но - пророка, умевшего предсказать грядущие события, например, французское вторжение в Италию осенью 1494, приведшее к изгнанию Медичи из Флоренции.

В своих проповедях конца 1494-95 Савонарола решительно выступил в пользу восстановления республики. По его предложению во Флоренции были учреждены Большой Совет в качестве высшего органа государственной власти с полномочиями избирать магистраты и принимать законы и Совет Восьмидесяти в качестве совещательной инстанции при синьории (см. СИНЬОРИЯ), правительстве республики, а также проведена налоговая реформа, предусматривавшая отчисление 10% доходов с недвижимого имущества граждан. Вместе с тем были запрещены парламенты, то есть собрания всего городского населения, которые, по мнению Савонаролы, могли стать удобным орудием для узурпации власти демагогами и тиранами. В 1496 по инициативе Савонаролы был основан ломбард, или заемный банк с низким процентом, предназначенный вытеснить ростовщиков, от которых потребовали в течение года покинуть Флоренцию. Благодаря его настояниям монахи Св. Марка в 1495-98 выкупили ценнейшую коллекцию греческих и латинских рукописՐ٬ принадлежавшую ранее Медичи, поместив ее в монастырской библиотеке - единственном тогда доступном для общего пользования книгохранилище Европы.

Характер повседневной жизни Флоренции под влиянием Савонаролы резко переменился: исчезла роскошь женских одежд, прекратились азартные игры, разгульная жизнь с пирами и песнопениями, любовные похождения, маскарады и карнавалы. Флорентийцы стали строго соблюдать посты, посещать церкви, свободное время проводить за изучением Библии, творить дела милосердия, даже возвращать «неправедно приобретенное» ремеслом купца или ростовщика. В карнавальные дни 1497 и 1498 были устроены сожжения «суеты» - шутовских нарядов, масок, игральных костей, непристойных книг и рисунков и всего того, что некогда было атрибутом веселых празднеств и забав.

Преобразования Савонаролы вызвали недовольство в определенных кругах флорентийского общества. Против него выступали как приверженцы Медичи, так и сторонники аристократического правления, составлявшие партию «озлобленных» (arrabbiati). Их союзником стал папский Рим, который Савонарола за нравственную распущенность уподоблял Вавилону, и который безуспешно пытался купить расположение своего неистового обличителя предложениями высших церковных должностей. Александр VI добивался от Савонаролы прекращения проповедей; в мае 1497 он отлучил Савонаролу от церкви, в ответ тот отказался признать отлучение законным и заявил о своем праве апеллировать к Вселенскому собору (см. ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ). Под угрозой папского интердикта (см. ИНТЕРДИКТ) в марте 1498 флорентийская синьория запретила Савонароле выступать с проповедями. В посланиях к государям Европы он требовал передать свое дело на суд собора.

В апреле 1498 противники Савонаролы устроили грандиозную провокацию: для установления правоты ему предложили подвергнуться Божьему суду - испытанию огнем, которое, впрочем, не состоялось. Народ отшатнулся от Савонаролы, обвинив его в трусости; его сторонники, партия «плакс» (piagnoni), были деморализованы. Разъяренная толпа осадила и взяла монастырь Св. Марка. Савонарола, заключенный под стражу, был подвергнут пыткам, которые, однако, не дали его гонителям нужных признаний. Тем не менее он и двое его товарищей были осуждены на смерть в качестве еретиков, повешены и сожжены.

Энциклопедия Кольера

САВОНАРОЛА Джироламо (Savonarola, Girolamo)

(1452-1498), итальянский монах и реформатор, родился в Ферраре 21 сентября 1452. Получил гуманстическое воспитание, занимался медициной, увлекался теологией. В юношеских поэмах Савонаролы уже просматривается характерная для него озабоченность нравственным разложением эпохи и испорченностью церкви. Посетив Фаэнцу в 1474 и прослушав там одну проповедь, он сделал свой жизненный выбор и в апреле 1475 поступил в доминиканский монастырь в Болонье. После обучения там и в Ферраре его перевели в 1482 в монастырь Сан Марко во Флоренции. Первые публичные проповеди там особого успеха не имели, тогда Савонарола изменил их стиль и уже в 1485-1486, проповедуя в маленьком городке Сан-Джиминьяно, сумел увлечь своих слушателей. В 1487 он преподавал в Болонье, в 1488-1489 находился в Ферраре, откуда совершал поездки с проповедями в Брешию и другие ломабардские города. В 1490 Лоренцо Медичи по просьбе философа и ученого Пико делла Мирандола (дружба которого с Савонаролой началась не позднее 1482) вызвал Савонаролу во Флоренцию. Почти сразу после прибытия он произнес несколько пламенных проповедей, предсказывая катастрофы, кары, бичуя испорченность нравов во Флоренции и церкви, критикуя Лоренцо. Несмотря на предостережения, он не отказался от своей критики. В июле 1491 он был избран настоятелем монастыря Сан-Марко и продемонстрировал свою независимость, отказавшись явиться с изъявлением почтения к Лоренцо Медичи, семейство которого отстроило монастырь и оказывало ему финансовую поддержку. 5 апреля 1492 Савонарола пережил свое знаменитое видение о подвешенном мече божественной справедливости со словами "Се, меч Господень на землю призываю и скоро" ("Ecce gladius Domini super terram cito et velociter"), которые использовал в своих проповедях. Через несколько дней Лоренцо умер. Савонарола продолжал свои проповеди и приступил к реформированию монастыря Сан-Марко. В 1493 он добился его независимости от ломбардской конгрегации и сформировал новую тосканскую конгрегацию с центром в Сан-Марко. В 1492 Родриго Борджа стал папой под именем Александра VI. Нависла угроза французской интервенции, вызванной просьбой герцога Миланского Лодовико Сфорца. Оба эти события как бы подтверждали пророчества Савонаролы. Флорентинцы, опасаясь губительных последствий тиранической политики Пьеро, сына Лоренцо, обратились к Савонароле, который играл важную роль на переговорах с французским королем Карлом VIII до и во время его пребывания во Флоренции (ноябрь 1494). Утратив влияние, Пьеро бежал, оставив Флоренцию без правительства после 60-летнего правления рода Медичи. В городе возникла смута, в этой опасной обстановке борьбы за власть Савонарола призывал людей к примирению и пророчил, что в будущем обновленная Флоренция станет образцом для всей Италии. Ему удалось добиться принятия республиканской конституции по венецианскому образцу и новых законов против азартных игр, содомии и убийств. Под его влиянием во Флоренции произошла бескровная революция. Новая Флоренция мыслилась как град Божий, главой которого он провозгласил Иисуса Христа. Именитые граждане и ученые облачались в рясы доминиканцев, междоусобная вражда утихала, банды бесчинствующих молодых людей превратились в священную милицию. Проникнувшись этим духом, горожане отказывались от традиционных пирушек и вместо этого отпраздновали в 1496 религиозный карнавал, а в 1497 осуществили еще более впечатляющее сожжение светских книг, картин, одежд, игральных карт и др. Благодаря этим преобразованиям Савонарола нажил себе множество врагов во Флоренции, которые восстановили против него папу, задетого ужасными пророчествами и резкими обличениями лжепастырей и скандального поведения обитателей Ватикана. Не сумев соблазнить Савонаролу кардинальской шапкой, папа пригласил его в Рим в 1495. На второе письмо, в котором папа обвинял его в ложных пророчествах и отстранял от проповедования, Савонарола ответил, но продолжал проповедовать, пока третьим письмо папа не заставил его замолчать. После некоторого перерыва он возобновил свои обличения и в проповеди на Книгу Амоса обрушился с яростными обвинениями на папу и Рим. Его положение в городе и за его пределами стало ненадежным в начале 1497. Флоренция раскололась на сторонников Савонаролы (piagnoni, плаксы) и его противников (arrabbiatti, беснующиеся). В марте агенты Медичи спровоцировали беспорядки. В мае папа отлучил Савонаролу от церкви. Провал попытки Пьеро возвратиться в город и выбор синьории (правительства города), благосклонной к Савонароле, спасли его репутацию и позволили ему проигнорировать запрет на проповеди. В феврале 1498 терпение Александра VI лопнуло. Он призвал синьорию заставить замолчать непокорного монаха, но городские власти не сдавались. Савонарола в очередной раз бросил вызов церкви, написав Письмо к государям, в котором призывал созвать собор для проведения реформ. Конец был ускорен странным событием. Фра Доменико, ревностный сторонник Савонаролы, принял вызов от одного францисканского монаха, который предложил установить истинность учения Савонаролы испытанием огнем. В назначенный день, 7 апреля, толпы горожан собрались на Пьяцца делла Синьория, чтобы стать свидетелями божьего суда. Однако францисканец, бросивший вызов, не явился. Разочарованные зрители обратили свой гнев против Савонаролы. На следующий день разъяренные толпы окружили монастырь Сан-Марко, Савонарола и его ближайшие соратники были схвачены по приказу новой, враждебной ему синьории. Требование папы доставить Савонаролу в Рим не было исполнено. "Суд" над ним состоял в выбивании признаний под пытками. 22 мая 1498 Савонарола и его соратники, фра Доменико и фра Сильвестро, были приговорены к смертной казни. На следующий день они были повешены, а затем их тела были сожжены.

ЛИТЕРАТУРА

Алтаев Ал. Костры покаяния. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Савонарола: Биографические очерки. М., 1995 Виллари П. Джироламо Савонарола и его время. М., 1995

Полезные сервисы